Детям сегодня доступны всевозможные информационные ресурсы, различные виды деятельности, но без полезной и гуманной цели, без педагога наставника можно легко потеряться в безграничном пространстве знаний и возможностей. Как доказывает мировая педагогическая практика очень многие положительные инициативы в школьном сообществе могут быть связаны с инклюзивным образованием.
В средней школе им. Али Арбуду с. Александровка Московского района с осени 2022 года проводит свою работу внешкольный клуб инклюзивного образования «Алые паруса». В команде клуба 15 учащихся старших классов. Каждую неделю старшеклассники встречаются со своими маленькими друзьями из младшей параллели, делают с ними поделки, играют, проводят праздники, сопровождают на экскурсиях, помогают педагогам в дополнительных занятиях с детьми. Как символ своей работы члены клуба выбрали алые паруса. «Это образ надежды и нашей веры в добро», — пояснила значение символа член клуба девятиклассница Айлин. «В школе есть ресурсный кабинет инклюзивного образования, созданный инициативными педагогами, — там мы собираемся и участвуем в его работе, также 17 февраля в международный День доброты мы помогли нашему социальному педагогу с оформлением кабинета. Только поступками и хорошими делами можно доказать, что ты добрый, отзывчивый и хороший человек».
На базе кабинета инклюзивного образования проводятся с прошлого года дополнительные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Биздин мектеп», реализуемого фондом Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан». В кабинете сделана выставка из работ детей. Это животные, фрукты, овощи из папье-маше, домики из войлока, бусы из природных материалов, аппликации из веточек. В апреле 2023 года Фонд Евразия Центральной Азии передал для ресурсного кабинета учебную и методическую литературу, что станет очень хорошим подспорьем для занятий с детьми.
6 апреля 2023 года в школе прошел конкурс среди команд внешкольного клуба. В каждую из четырех команд были также включены дети с ограниченными возможностями. Школьники отвечали на вопросы, знакомились с этикой общения с людьми с инвалидностью, на практике научились оказывать ситуационную помощь людям с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения, делали коллаж по толерантности и инклюзии. На конкурсе присутствовали родители, они были очень обрадованы выступлениями своих детей. «Я даже заплакала, когда увидела выступление Азиза, своего сына, — сказала Зебо, одна из родительниц, сидящих в зале. «Азиз отвечал на вопросы вместе с товарищами из старших классов, и они помогали ему, поддерживали. Было видно, как он рад своим достижениям и тому, что он в команде»
Как подчеркнула социальный педагог Абджунушева Динара, инклюзивные мероприятия важны для всех детей: «Ребята могут видеть, что дети с ограниченными возможностями здоровья ничем не отличаются от них: все играют, все веселятся, все наравне».
В нашей школе обучается 1300 обучающихся, из них — 12, это дети с ОВЗ. На индивидуальной форме обучения находится 6 учеников. Во втором классе обучается ребенок с ДЦП. Для этого ребенка разработан индивидуальный учебный план и программы по учебным предметам. «Воспитательная система школы им. Али Арбуду направлена на развитие личности ребенка, формирование условий для социализации и самоопределения обучающихся на основе духовно-нравственных и культурных ценностей. Наши мероприятия по инклюзивному образованию- неотъемлемая часть культуры школы. Мы педагоги, со своей стороны, поддерживаем инициативы школьников. Всё ребята делают самостоятельно, мы не навязываем им наше мнение. И мы видим, что школьники придумывают очень интересные задания для младшеклассников»,— отметила директор школы Эсенбек кызы Алмаш. «Большое спасибо, Фонду Евразия Центральной Азии за организованное для наших педагогов обучение и методическую литературу».