Сделаем обучение возможным для каждого ребенка с инвалидностью
7 декабря 2023

Ежегодно, 3 декабря, отмечается Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди наиболее уязвимых в доступе к образованию детей с инвалидностью всегда были ученики с ментальными нарушениями. Инклюзивное образование направленно на охват обучением всех детей независимо от их интеллектуальных, физических и психических возможностей.

          К сожалению, до сих пор в школе мы часто слышим от учителей негативные ругательные оценки типа «умственноотсталый», «дебил», есть педагоги, которые не верят в будущее ребенка. Но учитель по сценарию инклюзивного образования — это гибкий специалист, принимающий каждого ученика с его ограничениями и с любым потенциалом.

          В 2021 году Фонд Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» проводил исследование совместно с преподавателями и студентами Межвузовской лаборатории инклюзивного образования КГУ им. И. Арабаева, БатГУ, ОшГУ, ИГУ им. К. Тыныстанова по определению уровня развития инклюзивного образования в 30 школах страны. Команда студентов провела опрос среди 150 педагогов. По результатам исследования одна из трудностей педагогов — отсутствие вспомогательной программы для обучения детей с нарушениями интеллекта. 80% педагогов-респондентов не проходили курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию и хотели бы получать информационно-ресурсную поддержку по работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарат и интеллекта.

          Сегодня ФЕЦА совместно с Фондом «Сорос-Кыргызстан» в рамках проекта «Биздин мектеп» в сотрудничестве с кафедрой специальной педагогики и психокоррекции Кыргызского Государственного Университета активно занимается разработкой методических инструментов для реализации инклюзивного образования. Одной из нынешних актуальных разработок ФЕЦА в 2023 году стала вспомогательная программа обучения для начальных классов. Также со специальными педагогами для учителей из 60 школ был проведен обучающий онлайн семинар по работе с учащимися с нарушениями интеллекта. В данное время ФЕЦА при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» работает над сопровождением 82 детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на базе 3-х ресурсных центров Аламединского района, г. Ош, г. Нарын.

          По словам директора ФЕЦА Анары Надирбековой: «Чрезвычайно важно, чтобы дети с тяжелыми ментальными нарушениями не были изолированы от общества. Наш Фонд содействует активному включению детей в жизнь школы. В рамках проекта «Биздин мектеп» реализованного при финансовой поддержке Фонда «Сорос Кыргызстан» фонд оказывает методическую помощь педагогам, стремящимся обучать учащихся с ментальными нарушениями – создана программа, проводятся консультации и обучающий семинар. Особенно стоит отметить работу педагогов г. Нарын, где школы организуют различные мероприятия для детей с ОВЗ и максимально стараются организовать индивидуальные форматы обучения для детей с нарушениями интеллекта. Не будем забывать, что уровень цивилизованности общества во многом оценивается в его отношением к людям с умственными и физическими недостатками, особенно к детям, имеющим нарушения интеллекта».

Похожие записи